Hummer — внедорожник для армии и народа
К 1993 году число выпущенных и поставленных в армию Hummer перевалило за 100 тысяч единиц. Общее число специальных модификаций, созданных для выполнения конкретных военных задач, равнялось 24. Так чем же вездеход Хаммер приглянулся в армии?
Hummer стал не просто заменой джипа и грузовика грузоподъемностью 0,75 т. Он успешно выполняет функции тактической боевой машины переднего края. Три основные черты делают конструкцию примечательной.
- Во-первых, то, что Hummer — машина широкая, низкая, мощная и легкая. Ее габариты: 4686x1828x2197 мм, база — 3302 мм, колея колес обоих мостов — 1828 мм.
- Во-вторых, то, что она состоит не из новых, а из уже хорошо себя зарекомендовавших, проверенных в армии узлов и агрегатов.
- В-третьих, впервые в практике конструирования вездеходов в США на Hummer были установлены колесные редукторы, которые обеспечили ей непревзойденный клиренс — 406 мм.
В армию поставляются четыре базовые модификации Hummer: транспортный автомобиль, автомобиль для перевозки элементов сборных укрытий, медицинский вариант и боевая машина — носитель вооружения. Бронетранспортер на базе Hummer перевозит 8 бойцов с полным снаряжением и имеет смонтированную на крыше платформу, на которую закрепляют гранатомет МК19 или пулемет М2 калибра 12,7 мм. Широко известны созданные на базе Hummer носители пусковой установки противотанковых ракет Tow и огневой установки Red-T (скоростная пушка М242 калибра 25 мм скорострельностью 200 выстрелов в минуту на турели с электрическим дистанционным управлением). Среди вооружения, устанавливаемого на Hummer, стоит также указать пулемет калибра 7,62 мм, зенитно-ракетную установку Stinger, а также мортиру. Транспортные модификации выпускаются в 2- и 4-х дверном вариантах, с дугами для брезентового тента, сиденьями для солдат, мягкими чехлами для защиты грузов и лебедкой. У бронированной машины скорой медицинской помощи крыша выдвигается вверх для увеличения рабочего пространства. Плоская подъемная задняя дверь обеспечивает дополнительную защиту от пуль и осколков при погрузке и выгрузке, а также от ненастья. При грузоподъемности автомобилей от 1,77 до 2,085 т (в зависимости от исполнения) полная масса машин всех исполнений ограничена 4,67 т. Теперь о высокой проходимости автомобилей семейства. Благодаря шинам размером 37×12,5 R16,5 с наружным диаметром 940 мм и упомянутым колесным редукторам машины по праву называются вездеходами. Hummer преодолевает брод глубиной 0,76 м без подготовки и 1,52 м с подготовкой.
Все его агрегаты имеют централизованную систему вентиляции: сапуны коробки передач, раздаточной коробки и редукторов мостов связаны единой воздушной магистралью, сообщающейся с воздушным фильтром дизеля. Эта система и обеспечивает преодоление глубоких бродов.
Невысокое удельное давление на грунт в сочетании с большим клиренсом и ровным днищем позволяет машине преодолевать снежную целину глубиной 0,5 м и более. Отсутствие переднего бампера и нависающего спереди оперения обеспечивает автомобилю угол въезда 72“ и позволяет переезжать фронтальный выступ высотой до 0,56 м. Величина подъема, который может взять Hummer, достигает 60%, угол боковой устойчивости равен 40°.
Диски колес большинства модификаций снабжаются внутренними бандажами, чтобы даже на проколотой шине можно было проехать до 50 км со скоростью 50 км/ч. Предусмотрена установка и системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах. За две минуты оно может подняться с 0,42 до 1,44 кг/куб. см. О конструкции силового агрегата и ходовой части поговорим особо чуть ниже.
Hummer для народа
По конструкции гражданские варианты вездехода мало чем отличаются от военных: автомобили поставляются с двухместным кузовом типа «пикап» с жестким верхом кабины, в виде четырехдверного пикапа с жестким или мягким верхом и в виде автомобиля с кузовом «универсал». Основные отличия заключаются в интерьере салона. Приведем состав стандартной комплектации внедорожника: кондиционер, высоко классная аудиосистема JVC или Clarion с CD-чейнджером и девятью динамиками, полный электропакет. В качестве заказного предлагается салон, обитый кожей любого цвета.
Чтобы гражданский вариант был более комфортабелен, при сборке в кузов закладываются дополнительные элементы звукоизоляции, а панель приборов прикрывают облицовкой. Естественно, что сиденья в салоне совершенно иные, чем на армейском внедорожнике. Они изготавливаются фирмой Bostrom Sealing и весьма удобны. Оригинальные блокируемые —стальные двери с опускающимися стеклами поставляет на сборку компания Creative Ind. Есть изменения и в системе электрооборудования. Вместо 24-вольтовой она ста\а 12-вольтовой. Кроме того, указатели поворота сделаны самовозвращающимися. В автоматической трансмиссии присутствует ступень «парковки», которой нет в армейском варианте.
О конструкции более подробно
Автомобиль Hummer отличает металлический кузов, выполненный из сплава, с капотом из стеклопластика. Масса кузова очень мала, она составляет всего 230 кг. На армейские варианты машин дается 15-летняя гарантия от сквозной коррозии. Штампованные панели кузова невелики по размерам, однако достаточно прочны. Они приклеиваются к каркасу и, кроме того, крепятся с помощью заклепок. Только на кузове их ставят 2800. Любопытен тот факт, что заклепки и клей совместно гарантируют прочность соединения панелей кузова с огромным запасом. Для обычного автомобиля вполне хватило бы какого-то одного вида соединения — либо клеевого, либо клепанного.
Два массивных лонжерона коробчатого сечения — основы рамы — из низкоуглеродистой стали, образуя просторный трансмиссионный туннель, охватывают с обеих сторон узлы силовой передачи, защищая их от возможных повреждений. Особо отметим, что самое нижнее положение занимают полки рамы, а не агрегаты автомобиля. Плоскость расположения узлов трансмиссии лежит над нижней точкой рамы машины, поэтому полуоси к колесному редуктору проходят под некоторым углом относительно А-образных рычагов независимой пружинной подвески всех колес. Как сами полуоси, гак и шарниры равных угловых скоростей защищены от повреждений. Дисковые тормоза вынесены из ступиц колес и располагаются в более защищенном от грязи месте — на полуосях между лонжеронами рамы.
Двигатель и трансмиссия представляют собой довольно обычную схему, дизель (вначале фирмы Detroit Diesel V8 с рабочим объемом 6,2 л, затем 8-цилиндровый 6,5-литровый турбодизель концерна General Motors мощностью 170 л.с. при 3400 об/мин), гидромеханическая трансмиссия (вначале 3-, в настоящее время 4-ступенчатая), раздаточная коробка с понижающей передачей и межосевым блокируемым дифференциалом. Привод ко всем колесам выполнен не отключаемым.
Механическая коробка передач на Hummer вообще не предусмотрена, ибо для езды по бездорожью автоматическая является наиболее удобной и оправданной. Она не требует постоянной точной оценки предполагаемого дорожного сопротивления, и с ней до минимума снижается риск непредвиденной остановки из-за неправильного выбора передачи и режима движения. К тому же управляют внедорожником в армии обычно восемнадцатилетние водители, которым легче освоить машину с «автоматикой». Именно особенностью «плотной» компоновки и ограниченной высоты машины объясняется то, что вместимость салона в четырехдверном варианте составляет лишь четыре человека, включая водителя. Каждый из них может пользоваться только одной — «своей» — дверью. Сиденья расположены по два с каждой стороны одно за другим, а в центре — огромное «пустое» пространство над плоскостью кожуха трансмиссии. Внедорожники Hummer разгоняются с места до 50 км/ч за 7 с, до 85 км/ч — за 19 с. Максимальная скорость находится в пределах 110 — 135 км/ч, расход топлива от 16 до 20 л/100 км.
Почти каждый год на моделях Hummer появляется что-нибудь новое. С 2014 года, например, машины комплектуют противобуксовочной системой Torg Track 4, которая с помощью датчиков следит за началом буксования одного из колес. В случае пробуксовки ПБС придерживает его с помощью рабочей тормозной системы, что позволяет передать больший по величине крутящий момент на колеса с лучшим сцеплением.
Новый Hummer
В существующем виде Hummer простоит на конвейере завода в г. Мишавака, штат Индиана, до 2012 года. Но уже в этом году на Детройтском автосалоне был показан образец перспективной модели Hummer Н2, которая на 200 мм короче и на 120 мм уже выпускаемой машины, с года получившей индекс Н1. Автомобиль стал намного комфортабельнее, «цивильнее» и должен выпускаться в больших объемах. Поговаривают, что вскоре после запуска в производство Н2 появится Hummer НЗ — внедорожник еще более меньшего размера и, разумеется, стоимости. Так, может бьггь, гипотетический Hummer 114 вплотную приблизится к размерам «дедушки» Willysa модели МВ, с которого и началась вся эта длинная история?