Персонал — кадры решают все в бизнесе
Для развития любого бизнеса в первую очередь необходимо поставить цель — например, стать лидером, но рынке своего города. Но добиться этого, не предпринимая никаких усилий, совершенно невозможно — это нужно понимать. Продолжая делать то, что вы делали раньше, стать лидером невозможно, необходимо развиваться, совершенствоваться искать нестандартные решения. Чтобы более подробно разобраться в том, что же все-таки нужно делать, мы будем опираться на аксиомы, правило и основы бизнеса.
Итак, дня чего же нужен бизнес?
Прежде всего, бизнес должен приносить владельцу деньги: вы строите его, чтобы получать прибыль, а не чтобы просто быть занятым. Потому что тогда это уже не бизнес, а хобби. Если вам просто нравится заниматься своим делом и не гнаться за прибылью, занимайтесь на здоровье, но тогда наша книга не для вас.
Потому что наша задача в том, чтобы вы, занимаясь бизнесом, получали удовлетворение от работы, несмотря на все трудности, и обязательно деньги. Итак, бизнес должен приносить деньги. Причем столько, чтобы их хватало не только на его обеспечение, но и на рост. То есть, денег должно быть достаточно, чтобы вкладывать их в развитие бизнеса. Ведь если он стоит на месте, он «загибается», а если растет, значит, будет жить долго.
Чтобы бизнес рос, радовал вас и приносил деньги, необходимы две вещи. Первое — постоянный приток клиентов. Когда у вас все сделано правильно (то, о чем мы говорим в этой книге), в вашем бизнесе есть постоянный поток клиентов: старые остаются, а новые постоянно приходят. Именно это обеспечивает стабильный рост вашего бизнеса. Второе — «обработка» клиентов, или система удержания.
Чтобы привлекать и удерживать клиентов, нужны сотрудники. Нужен специально обученный персонал, работающий как единый механизм по привлечению и удержанию клиентов. Работа с персоналом включает в себя найм, обучение и контроль работы.
Кадры решают все. Собственник же должен заниматься исключительно стратегическим планированием, а не находиться внутри бизнеса. Ему нет необходимости работать с водителями, операторами и рекламой. Он должен лишь управлять всем этим. Все, что делается в фирме, должно делаться руками сотрудников, а не владельца. Это очень важно понять. Хотя мы уверены, что у многих возникнет желание что-то все равно делать самим: так проще, да и на сотрудников тратиться не надо. Необходимо искоренить у себя эту мысль, постепенно — в один момент это не произойдет.
Необходимо стремиться выйти на новый уровень — не работать в своем собственном бизнесе, а владеть и управлять им. Работать в нем должны другие люди, вы же не должны «тушить пожары» в бизнесе, откликаться на проблемы. Для вас вообще не должно быть никаких проблем: если они есть, решать их должны ваши сотрудники. Вы же должны находиться в спокойном расположении духа, стратегически планировать рост бизнеса и внедрять инновации. Мы помним, что хотим завоевать рынок. Поэтому будем менять свои представления о бизнесе и делать то, чего раньше не делали.
Прием на работу
А сейчас поговорим о найме персонала. Тема эта большая и для многих очень болезненная. Найм персонала — это не только водители и диспетчеры, вопрос стоит намного шире. Чтобы достичь цели и стать лидером на рынке, нужно множество людей, которые должны быть профессионалами.
И сейчас мы разберем, как найти таких людей. Владельцу бизнеса такси очень важно понять несколько пунктов. Один из наиболее значимых — нужно заниматься тем, что нравится. Возможно, это противоречит существующему положению вещей. Многим не нравится их занятие, но «что-то же нужно делать!» Мы говорим с уверенностью: нужно выходить на новый уровень и заниматься только тем, что приносит удовольствие.
Помимо того, что владелец должен заниматься тем, что нравится, он должен делать это во имя большой цели: добро для людей, города, целой страны. И, конечно, добро для конкретного человека.
К этой высокой цели — сделать добро для города — захотят приобщиться многие, даже не понимая этого. Когда вы будете транслировать свою цель людям, они захотят с вами работать. Представьте, что вы занимаетесь не такси, ваша цель — сделать лекарство от некой страшной болезни. И вы действительно этого жаждите! Мы уверяем, что с вами бесплатно будет работать множество людей, только ради достижения этой цели.
Посмотрите на волонтеров, бесплатно помогающих другим, иногда с риском для жизни и здоровья. Зачем они это делают? Потому что так велят им внутренние ценности. Они это делают не для детей Африки, а ради себя.
И вы, как руководитель, должны поставить цель, соответствующую ценностям достойного человека. Тогда люди будут идти к вам, работать с вами. Деньги тоже будут нужны, конечно, это обязательный параметр, но они несколько потеряют свою важность. Люди будут довольствоваться необходимым минимумом. За заслуги и до конца.
Сейчас вы должны определить для себя цель на будущее — ближайшее и далекое. Какими вы будете через 10 лет? Что вы принесете миру? Это вы и должны говорить людям.
А теперь о более циничных вещах. Запомните — привлекая людей на энтузиазме, вы сможете меньше им платить. Транслируя свою высокую цель, сможете привлечь профессионалов за небольшие деньги. Если же у вас нет ценностей, готовьтесь компенсировать деньгами, и немалыми. Лидерство на рынке — это не та самая великая цель, но даже ее без ценностей достичь крайне сложно.
Конечно, есть «плохие» (по мнению других) люди, которые добиваются успеха. На самом деле, неизвестно, какие они внутри. Хорошим людям достигать целей гораздо проще, чем плохим. Хотя и кажется, что наоборот.
Итак, главная задача владельца бизнеса: заниматься тем, что нравится, нести в себе ценности и желать высшей цели. А делать нужно всего одну вещь: привлекать к себе лучших сотрудников.
Но делать это нужно всегда. Оторваться от текучки и почувствовать себя владельцем, а не работником. Владельцем фирмы, которая может работать без вас. Для этого нужна схема. Мы расскажем о ней на личном примере.