Карта автомобильных дорог
Сегодня на многих современных автомобилях установлен навигатор на встроенном дисплее с помощью которого информация маршрута движения выводится на панель управления. Большинство применяют для прокладки маршрута поездки свои мобильные устройства с установленным навигационным приложением. И все же водители, имеющие большой стаж вождения хранят во встроенной панели (бардачке) карту автомобильных дорог на бумаге для поездок на дальние расстояния и в случаях отсутствия интернета, когда без Google и Yandex придется двигаться в пути или на всякий случай.
Для тех, кто картой никогда не пользовался, расскажем, как следует ее хранить карту при пользовании в автомобиле. Ее необходимо сориентировать в отношении автомобиля и дороги. Это означает, что направление дороги на карте и направление дороги в действительности должны совпадать, а так как автомобиль едет именно по этой самой дороге, то, следовательно, передняя часть его направлена в сторону цели. Поэтому карту следует так расположить в автомобиле, чтобы дорога, изображенная на ней и соответствующая дороге, по которой мы едем, была направлена вдоль направления движения. Тогда движение автомобиля по дороге будет соответствовать продвижению пальца вдоль изображения дороги на карте в том же направлении. Если на перекрестке водитель сворачивает на поперечную дорогу, то он должен повернуть тут же карту так, чтобы новая дорога на ней снова была расположена в направлении движения.
Несмотря на то, что автомобилисты сегодня в большинстве случаев в поездках используют GPS навигаторы, сторонников использования карт еще осталось не мало. Она позволяет с достаточно большой точностью заранее выбрать место остановки на стоянку или для подкрепления пищей. Например, водитель едет через город и намеревается пообедать, но время для обеда еще раннее. Поэтому он должен посмотреть по карте, встретится ли ему на пути какой-нибудь большой поселок или город через 40—60 км. Если да, то он поедет дальше с расчетом на хороший обед; если же такого пункта на карте нет, то он решает пообедать здесь, теперь же.
То же самое относится к расчету топлива. На основании длины пути и известного нам расхода топлива автомобилем можно определить необходимое количество топлива или же пункт, в котором надлежит пополнить его запас. Если, например, предстоит проехать 300 км, а топливный бак вмещает топлива, только на 250 км, то не следует наполнять топливный бак полностью, чтобы не везти излишней тяжести. Следует выбрать по карте пункт, где примерно через 150 км пути можно будет пополнить запас топлива для дальнейшей дороги.
Также важным делом является определение препятствий и трудностей дороги на основании указаний карты. Когда водитель знает, что, например, через 18 км после определенного поселка ему нужно на перекрестке повернуть влево, то он будет внимательно следить за дорожными указателями после этого поселка и не проедет мимо важного для него перекрестка. То же самое относится к разветвлениям дорог, железнодорожным переездам и другим небезопасным местам. Карта всегда разъяснит обстановку и облегчит ориентировку и прежде всего устранит необходимость остановок или снижения скорости для проверки правильности дороги. Некоторые автогонщики и сегодня наряду с современными навигаторами имеют в резерве карты. По итогам автогонок и джип-туров по бездорожью вручают медали и памятные значки. И как правило элементами дизайна наград и сувениров часто является карта местности соревнований.
Особенно важны обозначенные на карте неохраняемые железнодорожные переезды. Если на ней на данном участке указаны, например, два таких переезда, а мы пока проехали только один, то необходимо усилить внимание, чтобы не просмотреть второе небезопасное место. Такая сверка дороги с картой приобретает большое значение при ночном движении, когда она подсказывает правильную дорогу, плохо видимую в темноте.
Карта помогает точно определить количество пройденных километров, потому что счетчик спидометра может дать ошибочное показание. Поэтому следует принимать показания счетчика как ориентировочные и вспомогательные, а расход топлива подсчитывать на основе карты. Показания счетчика могут служить основой для подсчета общего количества пройденных километров, т. е. для определения межремонтного пробега. При этом ошибка даже в 1000 км в большую или меньшую сторону не имеет принципиального значения.
На карте следует делать особые замечания и поправки, касающиеся состояния дороги, объездов, препятствий, особо опасных мест, расстояний и т. п., они всегда являются ценным дополнением, если выполнены старательно и аккуратно. Лучше делать такие заметки простым карандашом, чтобы можно было их легко исправить с течением времени.
По приезду к цели следует взять карту с собой в жилое помещение и спокойно ее просмотреть, чтобы еще раз припомнить пройденную дорогу, продумать следующий этап и распланировать поездку на предстоящий день.