Hummer — внедорожная легенда: история рождения
Созданный сугубо в военных целях, Hummer нашел применение и на «гражданке», став культовой машиной для многих состоятельных американцев. Шокирующая компоновка салона, жесткая подвеска и функциональная внешность не стали преградой и для его экспорта в десяток стран мира. Феномен Hummer уже изучают в университетах будущие маркетологи. Так как же появилась на свет такая машина?
Немного истории
Корни компании AM General Corporation, выпускающей один из самых оригинальных вездеходов века, каким, безусловно, является Hummer, можно отыскать в старых американских автомобильных справочниках. В 1903 году фирма Standard Wheel Со ofTerre Haute, Indiana, производившая велосипеды, создала отделение Overland Automotive Division, чтобы начать производство легких автомобилей. Несмотря на первые удачные конструкции, заказов было мало, и компанию от банкротства спас торговец транспортными средствами Джон Виллис, разместивший у нее огромный заказ на 500 машин. Убедившись, что все полученные изделия отличало высокое качество, он покупает отделение Overland и переименовывает вновь зарегистрированную фирму в Willys-Overland. До 1940 года она с переменным успехом производит и продает различные типы преимущественно компактных легковых автомобилей, а в 1940 году получает заказ от правительства, который позволит ей в дальнейшем занять весьма почетное место в мировой автомобильной истории.
Речь идет о разработке легкового армейского автомобиля, который на военном языке именовался «транспортным средством грузоподъемностью 0,25 тонны». Он был сконструирован в кратчайший срок и уже с 1941 года выпускался как Willys МВ. Параллельно на заводах Ford Motor Со собирались аналогичные по конструкции машины Ford-GP, при этом их обозначение произносилось как «Джи-Пи». Очень быстро все эти новые внедорожники стали называться «джипами». В 1953 году компанию Willys (потерявшую к тому времени приставку «Overland»| приобрела фирма Kaiser-Fraser, и отделение по производству внедорожников стало именоваться Kaiser-Jeep. В 1969 году оно вошло в состав корпорации American Motors, а после ее распада получило название AM General Corporation.
Именно инженеры этой организации и разработали в начале 80-х годов семейство машин Hummer. Огромный опыт, в основе которого находились разработка и выпуск легендарного Willysa и производных от него моделей, дал о себе знать самым лучшим образом.
В году AM General Corporation подписала договор о сотрудничестве с концерном General Motors, предусматривающий расширение выпуска внедорожных автомобилей. GM уже вкладывает значительные средства в опытно-конструкторские работы по созданию новых семейств машин и увеличению мощности единственного завода до 40 тыс. машин в год. Так маленький Willys МВ изменил путь развития всей компании, положив начало созданию особой ветви легендарных внедорожников, которые все увереннее занимают свою нишу на рынке.
Победа в конкурсе
В середине 70-х годов американские военные задумались о замене традиционных джипов, а также 0,75-тонных военных грузовиков, мало изменившихся со времен Второй мировой войны, чем-то качественно новым, отвечающим самым современным требованиям ведения боевых действий в любой точке земного шара. В 1979 году был объявлен конкурс на разработку семейства машин, и попробовать свои силы в нем вызвались три фирмы, поставлявшие военную продукцию: General Dynamics, Teledyne и AM General. Летом 1980 года они представили свои опытные образцы, по результатам испытаний которых в условиях невадской пустыни был выбран вариант компании AM General. Контракт, последовавший за конкурсом, предусматривал поставку армии США в течение 6 лет 55 тысяч машин нового поколения. Чем же так понравился военным новый автомобиль?
Hummer — это вовсе не зуммер
Проектировщики из AM General назвали свое детище High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, model 998 (HMMWV 998), что переводится как «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство». Аббревиатура этого длинного словосочетания послужила поводом назвать автомобиль HUM-VEE, а затем к машине прочно приклеилось имя Hummer (в переводе с английского — «зуммер»). Оба эти названия и были вскоре зарегистрированы в качестве торговой марки.
Первый опытный образец Hummer появился на испытаниях в августе 1980 года, а в сентябре 1985-го машины уже начали поступать на вооружение 9-й механизированной пехотной дивизии. Война в Персидском заливе оказалась суровым испытанием, успешно преодолев которое, Hummer закрепил за собой репутацию уникального армейского вездехода. Военные сумели оценить это. Был одобрен новый контракт на производство до конца 1993 года 33 тысяч машин общей стоимостью около 1 млрд, долларов.
Однако маркетологи AM General тоже не сидели сложа руки. После ежедневных показов «подвигов» Hummer во время операции «Буря в пустыне» они предложили разработать гражданские варианты машины и начать их продажу. Идея была принята, конструкторы задумались, как из военного Хаммера сделать «цивильный».
Узнав о скором появлении гражданских модификаций, компанию завалили заказами от частных лиц, желающих срочно приобрести такие автомобили. С 1992 года начались продажи гражданских внедорожников всем желающим. Довольно высокая цена, даже по американским меркам, сделала их «игрушками» для элиты. В зависимости от комплектации внедорожники продавались по цене от 68 до 86 тыс. долларов. В числе первых покупателей были Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Стивен Спилберг, Джордж Лукас, а также известный теннисист Андре Агасси. Отличительной особенностью сбыта первой тысячи автомобилей было то, что покупателей приглашали на завод, где перед получением автомобилей им преподавали некоторые навыки вождения Hummer в условиях бездорожья. Демонстрировались все удивительные способности машины. В то же время конструкторов информировали о замечаниях покупателей относительно того, что им не нравится и как бы они хотели улучшить автомобиль. На каждый из первой тысячи проданных Хаммеров прикреплялась фирменная пластинка с номером автомобиля и выгравированной фамилией владельца. В настоящее время многие из этих машин стали предметами коллекционирования и нашли свое место в различных музеях.